Интересные факты из истории снегоходов — путь развития изобретения

Парадоксальный факт: в начале ХХ века у человечества уже были «механические аппараты», позволяющие передвигаться и по земле, и по воде, и по воздуху, и лишь снежные просторы по-прежнему оставались недоступными для технического прогресса, здесь дольше всего использовались только «живые двигатели» — лошади, олени, собаки… Техника очень медленно покоряла снег, борьба с этой стихией продолжалась много лет, но обо всем по порядку.


С чего все началось?

Samodelniy_snegohod_1Официально началом истории снегоходов считается 1916 год – именно в этом году в США был выдан первый патент на «транспортное средство с гусеницей сзади и лыжами спереди». Правда на этом все и закончилось. Первый самодельный снегоход был больше похож на автомобиль, к колесам которого просто прикрепили лыжи. Дальше опытных образцов дело не пошло, в массовое производство они не попали.

Первые серийные снегоходы начали выпускаться промышленностью, благодаря выходцу из Канады Джозефу-Арману Бомбардье, который в 1937 году предложил модель снегохода с большим кузовом, рассчитанным на 7 пассажиров. В 40-х годах канадец, улучшив свое изобретение, выпустил снегоход уже на 12 человек (модель В-12), который стал необычайно популярным – к 1951 году их было выпущено почти 3 тысячи, что стало небывалым успехом для того времени. Использовались эти машины и в годы Второй мировой войны.

Первые индивидуальные снегоходы стали выпускаться в 1955-1956 годах, благодаря разработкам Эдгара и Аллена Хэтин и Дэвида Джонсона. Для производства снегоходов ими была основана компания Polaris Industries, которая сразу стала лидером рынка снегоходной техники. Правда, их снегоходы были весьма медленными и громоздкими.

Впрочем, вся техника этого времени имела широкую гусеницу и одну поворотную лыжу, что делало управление снегоходом довольно проблематичным. Кроме этого, такая конструкция вела себя на снегу не достаточно устойчиво, и в дальнейшем от нее пришлось отказаться.

Технологический прорыв

Появление конкурентов только подстегнуло Бомбардье к усовершенствованию своих моделей. Благодаря его стараниям, в 1959 году появился первый снегоход в современном понимании: под торговой маркой Ski-doo впервые был выпущен снегоход с 2-мя поворотными лыжами длиной 1,5 метра и пружинной подвеской. Эта модель развивала скорость 40км/ч и легко преодолевала полуметровые сугробы.

Снегоход Ski-doo стал первым, предназначенным для получения удовольствия от снежных прогулок, а не для работы! Модели, выпускаемые до этого, имели чисто практическое назначение: доставка малогабаритных грузов, прокладка лыжных трасс, передвижение в труднодоступных районах и так далее.

Настоящим рассветом снегоходной техники считаются 70-е года. В это время уже больше 100 компаний наладили массовый выпуск снегоходов, и в течение только 1971 года, по некоторым оценкам, было продано около 500 000 единиц этой техники.

Интересное из истории отечественного «Бурана»

BuranИменно «Буран» в 1975 году положил начало отечественному снегоходостроению. Почти 20 лет у этой модели не было ни одного отечественного конкурента! «Буран» — это настоящий долгожитель среди снегоходов: его конструкция, конечно, неоднократно совершенствовалась, но сама модель выпускается и по сей день, чем не может похвастаться ни один другой представитель снегоходной техники. На сегодняшний день продано больше 250 000 «Буранов», включая модифицированные модели.


Прототипом для создания «Бурана» был снегоход «Ski-Doo Valmont 640» с конструкцией «две гусеницы – одна лыжа». Инженеры предлагали начать освоение снегоходной техники с более легкого и более простого снегохода на 2-х лыжах, но директор завода (а это Рыбинский РМЗ) не случайно отверг это предложение. Среди мотоциклов самым популярным в стране тогда был мощный тяжелый «Урал», поэтому и первый снегоход решили делать именно таким, и именно таким и был «Вальмонт».

Первые 3 опытных образца «Бурана» объехали территорию завода в марте 1971 года. Двигатели на них стояли от мотоцикла «Иж Юпитер» (18л.с), коробка передач была 4-ступенчатая, а гусеница была сделана из транспортерной ленты.

Именно из-за «Бурана», так и не родившись, «погибли» две инновационные разработки инженеров того же завода – снегоходы «Сатурн» и «Поиск», которые просуществовали только в виде опытных образцов, и то очень недолго. Посмотрите на эти модели, они заслуживают внимания!

Двухлыжный снегоход «Сатурн» (1975 год):

• двигатель РМЗ 640 (форсированный до 45л.с) – снегоход разгонялся почти до 100км/ч, чего не мог сделать «Буран»;
• одна широкая гусеница (46см);
• 2-скоростная коробка передач (с задним ходом);
• безрессорная подвеска лыж;
• плавающие диски вариатора;
• оригинальный дизайн и так далее.

Многих новшеств «Сатурна» не было даже у импортных снегоходов! Однако приказ директора завода был категоричен: «Уничтожить все, вплоть до чертежей!».

Снегоход «Поиск» (1980 год):

• двигатель с жидкостным охлаждением (22л.с);
• дюралевая клепаная рама;
• инновационная подвеска лыж (телескопическая, с гидравлическими амортизаторами);
• тормоз с гидроприводом;
• гусеница, опирающаяся на склизы – тогда еще невиданную конструкцию.

По характеристикам «Поиск» не уступал лучшим моделям зарубежных производителей, но и этот снегоход постигла участь «Сатурна» — все экспериментальные образцы по приказу директора завода были уничтожены. Уж очень руководство завода не желало отвлекать производственные мощности от выпуска «Бурана»…

Так или иначе, но сегодня «Буран» — не единственный отечественный снегоход, как и «Ski-Doo» — не единственная импортная модель для развлечений. Однако, нельзя отрицать и тот факт, что обе эти разработки внесли большой вклад в развитие снегоходной техники и навсегда вошли в историю становления данной индустрии.

пирамида из шампанского 55 бокалов до 200 бокалов.